Декабрь 2018

          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Январь 2019следующий

  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Акция!

распечатать

О Театре Сатирикон

Сатирикон
ул. Шереметьевская, 8

Прародителем театра "Сатирикон" является основанный в 1949 году Ленинградский театр миниатюр, получивший известность как театр Райкина. Это был театр со своим репертуаром, постоянным актерским составом и со своим бесспорным лидером.
Родившись в недрах эстрады и сохраняя ее отдельные родовые черты, Ленинградский театр эстрады и миниатюр постепенно ушел от традиционной многожанровой эстрадной программы. Оригинальный репертуар, форма спектакля, острая современность и, наконец, уникальная личность руководителя определили его собственное и неповторимое место в нашей театральной культуре.
В 1982 году театр переехал в Москву, став Государственным театром миниатюр. В его коллектив влилась большая группа молодежи. Рядом с Аркадием Райкиным в нем появился еще один лидер - Константин Райкин. "Я всегда критически относился к семейственности на производстве, а теперь вот сам впал в этот "грех", но нисколько в нем не раскаиваюсь. Мой сын принимает трудное фамильное наследство..." В качестве постоянной площадки театру передали здание кинотеатра "Таджикистан", построенное по типовому проекту и совершенно не приспособленное для деятельности театра. Потребовалась большая перестройка и реконструкция, и лишь 4 июня 1987 года в новом здании впервые был сыгран спектакль "Мир дому твоему".
Название "Театр миниатюр" уже не соответствовало сути многих спектаклей театра, поэтому и родилась идея нового названия.
Словари уточняют происхождение латинского слова SATIRA (от более раннего satura) – "смесь, всякая всячина, мешанина". Близким по значению словом "сатура" именовали первый древнеримский театральный жанр – сочетание диалога, пантомимы, музыки и танца. Вот это и есть та самая "всякая всячина", та художественная мешанина, имеющая к тому же точную направленность (далее в словарях): "жестокое, бичующее, издевательское обличение людских пороков и недостатков жизни"...
Константин Райкин: "Почему "Сатирикон"? Это связано с историей театра Аркадия Райкина. Мир сатиры и юмора. Кроме того, был такой журнал в начале прошлого века, где печатались русские писатели Зощенко, Теффи и другие. "Сатирикон" был у Петрония, где рассказывалось в комическом и сатирическом ключе о жизни римского общества. Был "Сатирикон" у Феллини. Нас привлекла туманность этого названия. Никто толком не знает, что это такое, но у меня есть ощущение этого слова. Корень ясен – сатира, но необязательно его придерживаться".
В декабре 1987 года ушел из жизни Аркадий Райкин. Закончилась целая глава не только в истории его театра, но и в истории сценического искусства. Эстафету принял Константин Райкин.
Став руководителем театра, Райкин ищет для него новое лицо, постепенно формируя полноценный драматический репертуар. Так, наряду с другими спектаклями, на сцене "Сатирикона" появляются "Служанки" Ж.Жене в постановке Романа Виктюка (1988). Успех был ошеломляющий. Резко изменив привычный курс театра, Райкин одержал громкую победу. "Служанки" стали событием в театральной жизни Москвы. Со "Служанками" театр объездил много стран, участвовал в престижных международных театральных фестивалях.
Так началась новая история "Сатирикона" имени Аркадия Райкина. Театр унаследовал многие родовые черты своего предшественника - работоспособность, постоянный творческий поиск, любовь и уважение к зрителю. А также успех - как результат всего вышесказанного.
Театр собрал под своей крышей уникальную труппу, которой подвластны различные жанры. Поэтому и репертуар театра разнообразен. За прошедшие двадцать лет в "Сатириконе" играли и играют Шекспира и Мольера, Брехта и Кафку, Кроммелинка и Голдмэна, Гольдони, Ростана и Кундеру, Мердок и Зюскинда. Среди спектаклей и режиссеров, украсивших афишу "Сатирикона", нужно особо выделить "Великолепного рогоносца" Ф.Кроммелинка (1994) в постановке Петра Фоменко (Государственная премия России Константину Райкину, премия "Золотая маска" Союза Театральных Деятелей РФ Петру Фоменко, приз "Хрустальная Турандот" Ассоциации деятелей культуры "Музы свободы" Наталии Вдовиной и Константину Райкину); "Превращение" по Ф.Кафке (1995) Валерия Фокина (совместно с Творческим центром им. Вс.Мейерхольда) – премия "Золотая маска" Райкину и "Хрустальная Турандот" за лучший спектакль сезона; "Гамлета" в постановке Роберта Стуруа. В 1996 году театр осуществил грандиозный проект постановки "Трехгрошовой оперы" Б.Брехта (режиссер В. Машков), посвятив ее 85-летию со дня рождения своего основателя - великого актера Аркадия Райкина. В 2000 году состоялась премьера моноспектакля К. Райкина "Контрабас" П. Зюскинда (реж. Е. Невежина). Эта выдающаяся актерская работа принесла К.Райкину вторую "Золотую маску", и до сих пор "Контрабас" - в списке лучших спектаклей в Москве. В 2001 году на сцене "Сатирикона" появилось драматическое шоу "Шантеклер" по пьесе Э.Ростана в постановке Константина Райкина.
2002 год ознаменовался новой встречей театра с выдающимся грузинским режиссером Робертом Стуруа. Он поставил малоизвестную пьесу Гольдони "Синьор Тодеро брюзга". Театр изменил название на "Синьор Тодеро хозяин", что больше соответствует режиссерской трактовке пьесы. В заглавной роли выступил Константин Райкин.